Женщины в образовании, которые меняют мир

Их пример вдохновляет, а идеи - преображают жизнь к лучшему

«Учительница первая моя» - строчка, знакомая каждому с детства. Но если внимательно просмотреть список известных педагогов, окажется, что в нем преобладают мужские имена: Макаренко, Сухомлинский… А ведь есть немало женщин – лидеров, педагогов, ученых – изменивших мир образования к лучшему и продолжающих делать это и сегодня. Исправляем эту несправедливость и вспоминаем знаменитых новаторов прошлого и наших современниц, чей пример вдохновляет и помогает другим.

Екатерина II

 Ф.С. Рокотов. Портрет Екатерины II

Ф.С. Рокотов. Портрет Екатерины II

Строго говоря, российская императрица не была педагогом. Но как никто другой понимала важность образования. До XVII века обучение в России было сугубо мужским. Девочкам же отводилась скромная роль жен и матерей, если они и получали образование, то исключительно домашнее. Именно Екатерина II открыла женщинам дорогу за парту. В 1764 году императрица учредила первое учебное заведение для девушек - Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт, просуществовавший вплоть до 1917 года. Девочек в него принимали с 6 лет. Они изучали чтение, письмо, иностранные языки, арифметику, историю, географию, а в старших классах – еще и опытную физику, архитектуру, скульптуру и токарное искусство.

Надежда Суслова

 Надежда Суслова - первая из русских женщин, ставшая доктором медицины

Надежда Суслова - первая из русских женщин, ставшая доктором медицины

«За мной придут тысячи!» - написала в 1864 году в своем дневнике юная Надежда после того, как с огромным трудом добилась, чтобы ее приняли в Женевский университет. Швейцарские профессоры не хотели брать на учебу женщину – но все-таки приняли. В царской России же девушкам и вовсе было запрещено посещать университетские лекции. Ради образования Надежде пришлось покинуть родину. Сначала она хотела посвятить свою жизнь педагогике, а в итоге получила диплом доктора медицины, хирургии и акушерства, став первой русской женщиной-врачом. Но свой вклад в образование она все же внесла. Суслова добилась, чтобы в Санкт-Петербурге  при Екатерининской больнице открыли первые фельдшерские курсы для женщин.

Эллен Кей

Шведская писательница Эллен Кей

Шведская писательница Эллен Кей

Шведская писательница и педагог (1849-1926) впервые сформулировала принципы свободной педагогики. Эллен написала книгу «Век ребёнка». В ней она предложила поставить в центр педагогического процесса личность ребёнка и создать благоприятную среду для его развития. Фактически, Кей заложила основы нового отношения школы и учителей к ученикам. Ее девиз - «Дайте жить детям!». Кстати, сильное влияние на взгляды Эллен оказал Лев Толстой. Она была солидарна с писателем в критике устаревшей системы школьного образования и необходимости индивидуального подхода к каждому ученику.

Софья Ковалевская

Первая в России женщина-профессор Софья Ковалевская

Первая в России женщина-профессор Софья Ковалевская

Самая известная русская женщина-ученый, первая в России и в Северной Европе женщина-профессор. Считается, что маленькая Софья заинтересовалась математикой, когда стены ее комнаты из-за нехватки обоев обклеили лекциями о дифференциальном и интегральном исчислении. Увы, дорога в университет в России для нее была закрыта. Девушке пришлось заключить фиктивный брак и отправиться на учебу за границу. Талантливый ученый-физик, математик, Софья получила за свои открытия премии Парижской и Шведской академий наук. В 1884 году она добилась права преподавать, став профессором кафедры математики Стокгольмского университета.

Мария Монтессори

Всемирно известная Мария Монтессори  - выдающийся врач и педагог

Всемирно известная Мария Монтессори - выдающийся врач и педагог

«Чтобы воспитывать ребенка, – надо его знать, чтобы его знать, – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, – надо дать ему свободу», - писала знаменитая итальянка. Монтессори стала первой в Италии женщиной-врачом, но в историю вошла как выдающийся педагог. Как медик Мария начала работать с умственно отсталыми детьми. Ее доклад в 1889 году на научной конференции в Турине стал революционным: она доказала, что детей с психологическими патологиями можно и нужно развивать. До нее ребята с подобными отклонениями жили в специализированных приютах, с ними никто не занимался, и зачастую у них не было даже игрушек. Мария открыла в Риме Ортофренический институт и разработала собственную методику. В итоге умственно отсталые дети, которых обучала Монтессори, превзошли нормально развивающихся детей в навыках письма, чтения и счета.

Юлия Гиппенрейтер

Знаменитый психолог, профессор МГУ Юлия Гиппенрейтер

Знаменитый психолог, профессор МГУ Юлия Гиппенрейтер

Юлия Борисовна – знаменитый психолог, профессор МГУ, написавшая более 80 научных работ. Кроме того, она – автор книг, ставших бестселлерами на постсоветском пространстве: «Общаться с ребёнком. Как?» и «Самая важная книга для родителей». Ее советы стали «золотыми» для многих пап и мам: «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»; «Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». И, наконец: «Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!».

Елена Шмелёва

Руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС.

Руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС.

Известный ленинградский педагог в 2015 году по приглашению президента Владимира Путина возглавила фонд «Талант и успех». А затем и созданный фондом образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи. Круглый в год в нем занимаются школьники от 10 до 17 лет со всех регионов России. Это ребята, проявившие себя в естественных и гуманитарных науках, искусстве или спорте. Под руководством тренеров и наставников, они получают в «Сириусе», который работает благодаря нацпроекту "Образование", новые знания и общаются друг с другом.

Сегодня по всей России открываются региональные центры выявления одаренных детей, пока их насчитывается 86, еще 6 — в стадии формирования.

Опыт «Сириуса» оказался настолько успешным, что сейчас Елена Шмелева помогает внедрять самые полезные практики в других учебных заведениях страны. Недавно, например, она предложила создать в российских школах специальные классы для детей, которые серьезно занимаются спортом. В них будущие олимпийские чемпионы смогут успешно осваивать школьную программу, совмещая занятия с графиком соревнований. Еще одно предложение Шмелевой – разработать для всех школ России единый стандарт, в который необходимо включить все самые современные программы образования. «Часто звучит пожелание провести капитальный ремонт школ. После общения с педагогами и с родителями выяснилось, что, конечно, недостаточно просто вставить новые окна, покрасить стены, побелить потолок - школы должны стать новыми и по своему содержанию: по тем пространствам, которые созданы для развития детей, - убеждена руководитель центра «Сириус». - Речь идет о модернизации, которая предполагает новые образовательные программы».

Российские школы должны стать не только современными, но и комфортными абсолютно для всех учеников. Например, для ребят с особенностями развития. Сейчас родители чаще всего переводят таких детей на домашнее обучение. Новые школы, по мнению Шмелевой, должны стать инклюзивными, то есть доступными для всех без исключения.