Русский Исход как трагедия библейского масштаба

10К

В середине ноября 2020 года на сайте Объединения историко-просветительских обществ "Наследие Империи" вышла статья, посвящённая 100-летию Русского Исхода. Публикуем её без купюр.

“Оставленная всем миром, обескровленная армия, боровшаяся не только за наше русское дело, но и за дело всего мира, оставляет родную землю. Мы идем на чужбину, идем не как нищие с протянутой рукой, а с высоко поднятой головой, в сознании выполненного до конца долга…”  Генерал-лейтенант П. Н. Врангель 

В эти дни мы отмечаем 100-летнюю годовщину Русского Исхода. 16 ноября 1920 года Керченский порт оставили последние из 126 кораблей, на которых Родину навсегда покидали воины Белой армии: солдаты, офицеры, казаки, а также гражданские, не пожелавшие отдаться на милость беспощадного, мстительного победителя оставшись в осатаневшей от угарного революционного морока России.

Общее количество эвакуировавшихся составило около 156 тысяч человек. 145693 человека (не считая судовых команд) на кораблях русского флота и еще свыше 10 тысяч на иностранных. Среди покидавших Отечество насчитывалось около 50 тысяч офицеров, солдат, моряков, казаков и военных чиновников Русской армии, а также порядка 6 тысяч раненых. Остальные почти 100 тысяч отплывавших составляли гражданские лица вместе с 7 тысячами детей.

Этот направляющийся в неизвестность караван судов напоминал Ноев Ковчег со спасающимися от кровавой тектонической катастрофы. Отправившиеся в вынужденное изгнание представляли все социальные слои общества: дворяне, мещане, крестьяне, рабочие, военные и служащие, духовные лица, младенцы и глубокие старики, православные и мусульмане, католики и иудеи, университетская профессура, люди высочайшей утонченной культуры и те, кто не умел ни писать, ни читать…

Без сомнения, крымская эвакуация – самый яркий и кульминационный момент по справедливости ставший символом Русского Исхода. Именно тогда фактически завершилось организованное сопротивления русской армии узурпировавшим власть большевикам-интернационалистам. Но в действительности Русский Исход продолжался на протяжении пяти лет, начиная с ноября 1917-го. Согласно экспертным оценкам Россию за эти пять лет покинуло свыше двух миллионов человек. На окраинах обрушающейся и погружающейся в Лету огромной тысячелетней России сопротивление продолжалось еще два года. 15 ноября (черный месяц в истории нашего отечества 20-го века) 1922 года под натиском красных самораспустилась Дальневосточная республика, войдя в состав РСФСР в качестве Дальневосточной области. Остатки белой армии М. К. Дитерихса (всего около 7 тысяч бойцов и членов их семей) прибыли в Посьет, откуда они были эвакуированы на японских транспортах. Последний очаг сопротивления был подавлен. (Если не считать Якутского похода генерала Пепеляева продлившегося до июня 1923 года). На границах России с лязгом опустился железный занавес. Не сумевшие и не решившиеся покинуть плененную отчизну оказались в жестокой западне. На долгие 70 лет.

Русский Исход и поныне продолжает оставаться незаживающей раной нашей национальной памяти. Но у этой трагедии, несомненно, есть и глубокий провиденциальный смысл. Крушение тысячелетней России, кем-то очень точно и образно названного гибелью русской Атлантиды,  стало возможно лишь в условиях оскудения веры и повсеместной апостасии, падения нравов, измены национальным идеалам и интересам, на что чутко обращали внимание и от чего прозорливо предостерегали крупнейшие русские писатели и мыслители, начиная со второй половины 19-го века. Не зря в народе говорят «что имеем — не храним, потерявши – плачем». Горько плачем на реках Вавилонских. Да, прозрение наступило слишком поздно. Но оно наступило. Прозрение, переосмысление и покаяние. У одних в горниле братоубийственной войны, у других уже на чужбине, лишь отведав на вкус горький хлеб изгнания.

В этом Русском Исходе содержится и глубокий духовный, богословский смысл. И, конечно же, без всякой натяжки и аллегории, в самом прямом смысле, это эпическое событие является трагедией библейского масштаба и значения. К такой коннотации подталкивает нас отнюдь не случайно употребленное для описания происшедшего хрестоматийное библейское слово Исход. В самом деле, и в библейском предании, рассказывающем об Исходе евреев из египетского рабского пленения, и в относительно близком нам по времени Русском Исходе из охваченной богоборческим мятежом, обезумевшей и кусающей себя за хвост России, речь идет прежде всего об Избранном народе. Народе Завета. И подобно тому, как некогда евреи, спасаясь от преследовавших их египетских язычников прошли через расступившееся Красное море, так и русские Избранные (не согласившиеся и не смирившиеся с сатанинской большевистской вакханалией) пересекли Черное море, унося с собой, дабы сохранить в изгнании Ковчег завета – неугасимую, трепетную и бескорыстную любовь к униженной, замордованной и оскверненной родине, захваченной новыми рабовладельцами и каннибалами.

Сейчас даже страшно помыслить, по какому пути могла бы пойти история, не покинь эти два миллиона наших соотечественников макабрический кошмар совдепии, и не создай изгнанники уникальный феномен Русского Зарубежья в котором, словно в глубине чистых вод заповедного озера Светлояра сохранился и до времени все еще пребывает Град Китеж – сверкающая великолепием и силой державная Россия. Россию, которую они сохранили в своих сердцах, сами не вполне ведая, не только для себя, но и для нас.

И правда, иного просто невозможно представить. Могли бы мы остаться русскими без них, эмигрантов первой волны? Возможно, и нет. Слишком уж неумолимо и тотально разорили и зачистили комиссары как пространство, так и время, саму историческую память покоренного и взятого ими в рабство народа в безумных попытках сконструировать уродца-гомункулуса, советского человека. Недотыкомку, уверенного в том, что вселенная образовалась 7 ноября 1917 года из ничего, по слову параноика Ульянова исходящего конвульсивной ненавистью ко всему светлому, доброму и благородному.

Эмиграция оказалась и долго оставалась таковой, единственным источником знаний о том, какая была, какой должна быть, и какой, в конце концов (мы в это верим), будет Россия. Россия, которую мы оставили, и в которую нам еще только предстоит вернуться. Каждому из своего далека. Эти изгнанники сохранили главное – дух и память. Сохранили документы и свидетельства, написали тысячи томов воспоминаний, художественных произведений, совершили десятки мировых открытий оставшихся в истории под русским именем, создали и воплотили в жизнь шедевры инженерной мысли. С думами лишь об одном, о любимой России. Стране память, которой старательно и методично, с маниакальной настойчивостью выкорчевывали коммунистические начетчики-изуверы, уродуя поколение за поколением русских людей. Людей и до сего дня все еще изувеченных идеологической лоботомией и находящихся в состоянии сомнамбулической невменяемости…

И еще один урок, который дал нам Русский Исход: трезвое понимание (завещанное нам изгнанниками и их потомками) невозможности компромисса с ненавистниками русского народа, ненавистниками нашей тысячелетней истории, богоборцами и палачами. Их идейными потомками, выкормышами и беснующимися оправдателями террора с любого фланга политического спектра. Гражданская война в России все еще продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем готовы принять сохраненный в изгнании Ковчег Завета по Святой воле Божьей «…творящего присно с нами великая же и неисследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа…»… Если только будем готовы…

Илья Рябцев, "Наследие Империи"