Доходы и расходы чиновников в дореволюционной России

В массовом сознании как-то уже закрепилось, что всякий чиновник живет, словно сыр в масле, да еще и взятки берет. Мол, на протяжении всей истории страны госслужащие жировали если не за счет своей зарплаты, то уж за счет населения точно. И до революции коррупция тоже была. Но если начать разбираться в деталях, то, как всегда, найдется много интересного и неожиданного.

Когда в Киевской Руси сформировался сборник правовых норм Русская Правда, в него был включен так называемый Покон вирный – закон, регламентирующий сбор податей (налогов) на определенной территории особым чиновником – вирником. Согласно Покону, этого сборщика содержало население, а не князь. Он мог брать налог – виру, как продуктами, так и деньгами. Люди также были обязаны накормить его слугу и коня. И, как предписывал Покон, вирник не мог продавать полученную пищу третьим лицам, хотя это правило не всегда соблюдалось и были злоупотребления.

При Иване Грозном

Затем порядок среди своих подданных железной рукой решил навести Иван Грозный. В 1550 году он запретил чиновникам брать мзду, за которую теперь ни много ни мало полагалось четвертование. Служащие же стали получать жалование из казны. Согласно «Новому документу о людях и приказах опричного двора Ивана Грозного после 1572 года», среди чиновников, которым платилось годовое жалование, в 1573 году числилось 1800 человек. Зарплаты у всех были разные, и по каким критериям и заслугам они назначались – не очень понятно. Так, «сытного дворца путный ключник Василей Матисов» имел «25 рублев», а «менщик Недюрев в земском» – «50 рублев». У кого-то были оклады по 400 (у вдовы Малюты Скуратова, например) и даже по 600 рублей. Однако большинство госслужащих Ивана Грозного получали от трех до 50 рублей в год. Но и это были деньги немаленькие. Так, за восемь рублей можно было купить надел земли, а за три рубля – дом.

Однако сведений о финансовом состоянии чиновников в допетровские времена не так много. Подробнее об этом можно говорить в связи с появлением бюрократического аппарата как отдельного мощного органа власти, а это произошло уже после Петра I. Во времена Екатерины II зарплата чиновников низкого ранга была откровенно маленькой. Хуже всего дела обстояли у рядовых полицейских. Так, барабанщик штаба Полицейской канцелярии получал лишь 38 копеек в месяц, извозчик канцелярии армейского генштаба – 50 копеек, писарь – 1 рубль 67 копеек. У офицеров и высших чиновников довольствие было получше. Так, асессор получал 37,5 рубля в месяц, коллежский асессор – 62,5 рубля, генерал-полицмейстер – 187,5 рубля, коллежский советник – 515,4 рубля в месяц.

Считается, что мздоимство среди российских государственных служащих широко распространилось с 1815 года, когда появился запрет на совмещение должностей. Дело в том, что мелкие чиновники (канцеляристы), чье жалование могло не превышать 200 рублей в год, зачастую подрабатывали кучерами и лакеями. Соответственно, после выхода запрета служащие начали брать взятки, и со временем этот порок все глубже проникал в общество.

Концы с концами

Но как жили средней руки чиновники, на которых любили пожаловаться великие русские писатели в просвещенном XIX веке? Попробуем провести некоторые расчеты их семейного бюджета. Возьмем для примера Москву и представим, что семья чиновника невелика и состоит только из четырех человек – мужа, жены и двоих детей. Чиновник или приказчик при этом невысокого ранга, получающий 50 рублей в месяц – нормальный для такого положения доход. Посмотрим на его потребности.

Для начала жилье. Если служащему или его супруге не досталось в городе наследства или у них не было богатых родственников, которые могли бы купить им недвижимость, то жилье нужно было снимать. Найти квартиру в 1 и 1/2 комнаты с кухней дешевле 20 рублей в месяц было почти невозможно. И то, скорее всего, она располагалась бы где-то не в центре. Услуг ЖКХ, света, Интернета тогда не было, но были другие обязательные текущие расходы. Так, в среднем, семье из четырех человек приходилось бы тратить по 5 рублей в месяц на дрова и уголь для печей и самоваров, а также на глажение белья. Пойдем дальше. Лампы были керосиновые. Не самый дорогой сорт этого горючего в месяц обошелся бы в 1 рубль 20 копеек за пуд.

Теперь продукты питания. На чай и сахар, даже при большой экономии, в месяц ушло бы не менее 3 рублей. Далее – основные продукты. На обед, ужин и завтрак для супа (щей) и жаркого необходимо было по крайней мере 3 фунта (фунт – примерно 450 граммов) говядины в день. При этом мясо низкого сорта, по 12 копеек за фунт – итого 36 копеек в день, а в месяц – 10 рублей 80 копеек. Хлеб – всему голова, поэтому черного хлеба потребляли тоже примерно 3 фунта в день. Дальше доступные в те времена овощи и приправы (капуста, картофель, лук, коренья, соль) – вместе с хлебом 15 копеек; итого всего на 4 рубля 50 копеек в месяц. Семье с маленькими детьми также нельзя обойтись без молока, это еще примерно 3 рубля в месяц. Не забудем и о простой воде, которую в отсутствии водопровода подвозили водовозы, – еще 1 рубль в месяц.

Ну и всякие мелочи, нужные в хозяйстве как мужу, так и жене: почтовые марки, бумага и конверты, чернила, перья, карандаши, вакса для чистки сапог, иголки с нитками, случайно разбитая посуда или ламповые стекла, спички и прочее – минимум на 2 рубля в месяц. Итак, подведем промежуточный итог: за квартиру, дрова и уголь, керосин, чай и сахар, овощи и приправы, мясо, молоко, воду и прочие расходы нужно было отдать 50 рублей 50 копеек.

Получается, что месячные траты уже вышли за рамки зарплаты среднего чиновника, а ведь мы перечислили лишь самые необходимые расходы, без которых просто не выжить. Да, можно сказать, что 1,3 килограмма говядины каждый день, пусть даже на четверых, – это очень жирно по нынешним временам. Но это только с нашей точки зрения. В условиях весьма ограниченного предложения по фруктам, овощам, сладостям и различным полуфабрикатам мясо – основной продукт для поддержания жизни.

Карьерный рост

Вероятно, возможно как-то снизить минимальные расходы? Тогда нужно было снять не квартиру, а небольшую комнату за 15 рублей в месяц. Сразу сэкономим еще на отоплении и воде – они теперь общие. Говядину можно брать по 2 фунта – экономим еще 3 рубля 60 копеек в месяц. Итого можно тратить в районе 40 рублей в месяц, оставляя себе 10 рублей. Но при этом условия проживания более чем некомфортные. И у всех членов семьи еще есть потребности в одежде и обуви, а мужу хочется иногда и покурить, и крепкого выпить… А ведь чиновнику еще и мундир нужен был, который также шился (строился, как тогда говорили) за свой счет!

Получается, что мелкие чиновники до революции жили совсем небогато, а попросту говоря – существовали в нищете. Если, конечно, они были честными и не имели иных источников дохода, кроме службы. Поэтому было совершенно естественным явление, когда бедно одетый чиновник ездил вместе с курьером на телеге. Так что поступить на государственную службу, для чего прежде надо было еще усиленно учиться, вовсе не означало иметь «золотые горы. Царскому чиновнику предстояло упорно поработать и претерпевать значительные неудобства и лишения.

Как можно было выйти из такого положения? Самый очевидный вариант – хорошо работать и продвигаться по службе. Карьерные лифты работали, жалование на высших ступенях табеля о рангах было выше, а чин коллежского регистратора до 1845 года даже давал личное дворянство (после 1845-го – почетное гражданство). Заметно улучшилось положение всех бюджетников в начале XX века. Даже школьный учитель младших классов получал 25 рублей в месяц, а учитель гимназии – в три раза больше. Притом, что в 1914 году за 25 рублей можно было снять квартиру в Петербурге, в то время как фунт мяса стоил 19 копеек, пшеничная мука – 8 копеек, рис – 12 копеек, молоко (1 бутылка) – 8 копеек. Возможно, это было одно из лучших времен для российского чиновничества.